Готовность к школе: психологическая готовность ребенка

В каком возрасте ребёнок готов к школе?

Вопрос волнует всех, у кого в семье подрастает будущий школьник. Как правильно оценить подготовленность ребёнка к этим серьёзным переменам в жизни? Ведь между шестью и семью годами разница огромная. Главная задача, оценивая степень подготовки к школе, учесть все факторы и не навредить ребёнку поспешным решением.

Основные критерии оценки:

  • Психологическая готовность ребенка (школьная зрелость);
  • Физическая зрелость;

Понятие психологическая готовность – очень ёмкое и комплексное. Это система требований, с которыми придётся столкнуться ребёнку во время учёбы и нужно, чтобы он успешно справился с ними. Составляющие такой зрелости следующие:

Интеллектуальная готовность к школе

Интеллектуальная готовность

Ребёнок умеет не только читать и писать, но и обучен навыкам аналитического мышления (он может сравнивать и обобщат, анализировать и делать выводы самостоятельно).

Доказано, что к шести годам ребёнок способен усвоить эти навыки, но достигается это лишь при занятиях с малышом. Поэтому очень важно развивать у ребёнка любознательность и не отмахиваться от вопросов, которые сыплются без остановки.

Перед поступлением в школу у ребёнка должны быть хорошо развиты внимание и память. Например, он способен, не отвлекаясь выполнить задание, найти отличия между предложенными рисунками. Может запомнить и произнести по памяти фразы, повторённые 1–2 раза, запомнить картинку и затем рассказать о ней, находить определённые закономерности в логических заданиях.

Ребёнок должен уметь обобщать. На этом основывается степень его обучаемости. Важно умение не только усваивать правила, но научиться применять эти правила в аналогичных заданиях. Для развития этого навыка с малышом нужно чаще играть в игры подобные лото, учить составлять по картинкам рассказы и пересказывать услышанные произведения.

 

Личностная готовность

У ребёнка должна быть сформирована позиция школьника. Будущий ученик способен более продолжительное время общаться со сверстниками, заниматься общим делом. Нужно уметь, когда нужно, уступать и подчиняться или отстаивать своё мнение. К шести годам у ребёнка формируется желание учиться и он, как правило, уже хочет идти в школу.

Важно в этот момент дать малышу положительное представление о школе, не запугивать трудностями, особенно если он робок и неуверен в себе. В доме необходимо создать такую обстановку, чтобы ребёнок стремился стать учеником.

Волевая готовность

Понимание того, что в школе малыша ждёт напряжённый труд, необходимо соблюдать школьный режим и делать уроки, является основным критерием волевой подготовленности к учёбе.

Формирование основных волевых действий, когда ребёнок уже умеет ставить перед собой задачу, достигать её, преодолев препятствия, и оценивать итог своего труда, происходит после шести лет. Помочь выработать волю и стремление к достижению поставленной цели помогает игра. Взрослые обязаны научить ребёнка не бояться трудностей и уметь преодолевать их самостоятельно.

Конечно же, у будущего школьника должна сформироваться мотивация. Ему нужно чётко понимать, для чего он идёт в школу. Когда у ребёнка есть познавательный интерес и умение трудиться – значит у него уже сложилась учебная мотивация.

Возраст, когда ребёнок обладает всеми необходимыми навыками для поступления в школу, определяется индивидуально. Родителям необходимо очень взвешенно подойти к принятию решения.

Ведь побыстрее оформить ребёнка в школу – не главное. Важно, чтобы первый школьный год не отбил желание учиться, а ребёнок верил в свои силы и хотел продолжать учёбу.

Желательно подбирать школу с такими требованиями, которые соответствуют возможностям ребёнка.Готовность к школе: психологическая готовность ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *